Рождество́ Христо́во — двунадесятый церковный праздник. Празднуется он в Православной Церкви 25 декабря по старому стилю или 7 января, как принято ныне.
Праздник посвящен воспоминанию рождения Господа Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии (в царствование Октавиана Августа) в городе Вифлееме.
Император Август своим указом повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, в которую входила и Палестина. Евреи же, в свою очередь, вели и свои переписи по коленам, племенам и родам.
При этом всякое колено имело свой город — праотеческое место. Именно поэтому Пресвятая Дева и праведный Иосиф, будучи из рода Давида, должны были идти в Вифлеем – давидов город, чтобы выполнить повеление о переписи.
В городе Вифлееме по прибытию они не нашли свободного места в гостинице и отправились за город. В пещере, предназначенной для ночевки скота, среди сена и соломы, в беднейшей обстановке, лишенной всякого удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира. О рождестве Иисуса Христа мы читаем в Евангелии — Мф. 1, 18-25; Мф. 2, 1; Лк. 2, 1-20.
Известно из истории Церкви, что первым о рождении Спасителя мира Христа (принесшего в мир спасение от греха, рабства дьяволу и вечной смерти) упоминал живший во II веке святой мученик Иустин Философ, а во времена Оригена (к середине 3 века) уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. После прекращения гонений на христиан, по указу Константина Великого над пещерой был уже сооружен храм.
Все что сказано в Евангелии имеет свой сокровенный и промыслительный смысл. Согласно толкованиям богословов, пещера Рождества Христова понимается как темное место в котором пребывает впавший в беззаконие мир. Здесь и родился Христос – воссияло Солнце правды.
Для Самой Богородицы Рождение Иисуса Христа было безболезненным. Она Сама, без посторонней помощи родила и спеленала и положила Богомладенца в ясли (Лк. 2, 7). И вот среди ночной тишины, когда все люди спали, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, охранявшие свое стадо.
Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтесь, Я благовествую вам радость великую для всех людей. Сегодня в мир родился Спаситель, Который есть Христос Господь, в городе давидовом — Вифлееме» (Лк. 2, 10–11). Таким образом, простые смиренные пастухи первыми удостоились поклониться Тому, Кто Сам снисшел до образа раба.
Из Священного Писания мы знаем, что Рождество Христово Вифлеемской Звездой возвещено было волхвам – восточным мудрецам. В их лице весь языческий мир преклонил свои колена пред Богочеловеком, признав Его истинным Спасителем мира. Что свидетельствует о вторичности земной философии и приоритете Евангелия. Войдя в пещеру, где был Младенец Христос, волхвы поклонились Ему, и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 11), признав его Царем, Священником и Человеком, согласно символике этих даров.
Говорить о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа как о доподлинно известных невозможно, поскольку ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа.
В IV веке составитель пасхальных таблиц, выдающийся богослов, астроном и математик Дионисий Малый просчитал 25 декабря 753 года от основания Рима как наиболее вероятную дату Рождества Христова. Этот год и был положен в начало летосчисления от РХ, позднее названного НАШЕЙ ЭРОЙ.
Мы молимся о Вас!
С конца IV века празднование Рождества Христова установлено и закреплено Церковью в день 25 декабря по юлианскому календарю или 7 января нового стиля. Как праздник христианский, Рождество стали отмечать впервые еще в II-III веках.
Для искоренения еретических заблуждений гностиков, христиане праздновали Крещение Христа, именуя его — Богоявлением, подчеркивая, что Христос в Крещении не получил, а явил миру Свою Божественность. К воспоминанию Крещения христиане присоединили и празднование Рождества Христа. Эти два события — Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день — 6 января под одним названием Богоявления.
Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Днем празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали «рождение солнца». Церковь же прославила родившегося на земле Христа — Солнце правды, дающего истинный Свет, Солнце бессмертное и не боящееся тьмы.
Праздник Рождества Христова, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV–V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны.
Он считался вторым после Пасхи в древней Церкви и таким почитается на Востоке по сей день. Рождеству Христову, в православной традиции, предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов пост с 14 ноября (27 ноября) по 24 декабря (6 января) включительно.
Праздник Рождества имеет пять дней предпразднства (с 20 декабря по 24 декабря) и шесть дней попразднства и завершается праздником Обрезания Господня. Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником; в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой).
В навечерие Рождества совершаются Царские Часы, Всенощное бдение начинается с великого Повечерия, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог».
Праздник Рождества Христова занимает важное место в сердцах верующих христиан всего мира. Везде, где только проповедуется имя Христа, празднуется этот великий день, и с каждым годом, при каждом повторении этого праздника он приносит с собой новые духовные ощущения, Господь просвещает наши сердца Светом любви Своей. Каждая семья ежегодно готовится к этому дню, дети ожидают его с радостным нетерпением, устанавливается Рождественская елка, дарятся подарки.
Праздник Рождества Христова — это особое, священное, божественное событие, которое мы чтим по воспоминанию бесконечной любви Бога Отца, не пожалевшего и пославшего в грешный мир Сына Своего для спасения рода человеческого.
Святая Церковь призывает нас быть достойными встречи этого святого дня – Рождества Христова, чтобы мы исполнились благоговения, созерцая пречистый Образ Богомладенца Иисуса. Данная мысль особо подчеркивает значение Праздника.
Празднуя Рождество Христово, мы молимся Богу, чтобы духовное наше состояние стало светлее, чтобы произошло возрождение в нас всего того доброго, что в нас вложил Создатель. Мы внутренним взором созерцаем вифлеемские ясли, устроенные в нас самих, которые должны были бы принять Младенца Христа прямо в наше сердце.
Значение Рождества Христова для каждого человека на земле – это воплощение любви, мира, всепрощения, самозабвения ради блага ближнего своего, это желание всякого добра всем и каждому, это радость о Господе и шаг к совершенству во Христе.
Пусть в наших душах повторится то дивное чудо, когда Христос снова приходит на землю, ради нашего Спасения, воплощается от Марии Девы. При этом, Дух Его снова да поселится в каждом из нас, и слова ангельской песни СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ И НА ЗЕМЛИ МИР В ЧЕЛОВЕЦЕХ БЛАГОВОЛЕНИЕ наполнят нас радостью бесконечной!