В последнее время бурно обсуждается директива Московской Патриархии о новом регламенте, изобретенном не в пользу православных выставок. Речь идет о распоряжении священноначалия – не выставлять на стендах мощи святых и особо чтимые иконы.
При этом предполагается, что Православная выставка – это сугубо коммерческое мероприятие, что мол невозможно окружить святыни достойным почитанием и т. п.
В этой статье выскажем, как это сейчас принято повсеместно, свое скромное мнение — имхо.
Создается впечатление, что «наверху» совсем не понимают, что желается и делается «внизу». Православная выставка – это духовно просветительское мероприятие, направленное на информирование о Церкви неверующих или маловерующих посетителей, начальное обучение их основам православной веры. Но не только.
Многие престарелые или малоимущие люди квалифицируют посещение выставки как малобюджетное паломничество, мотивируя это тем, что нет средств у них ехать за тридевять земель к одной какой-то святыне.
Хорошо организованная выставка позволяет собрать множество святынь с разных мест святого Православия. Участвуют монастыри и приходы из России, Украины и Белоруссии и даже, например, Сербии, Греции, Иерусалима. Безусловно, представители этих святых мест рассказывают о своих храмах и их святынях, об историях происхождения и чудотворения.
Но насколько обедняется катехизационная проповедь, когда участник выставки на стенде пытается вещать о святынях своего монастыря, а показать то и нечего! Раньше люди приходили, слушали и прикладывались, заказывали требы, молились прямо здесь, и Господь посылал благодатную помощь многим посетителям.
Люди верующие уходили домой довольные. А неверующие, познакомившись со святынями, использовали шанс уверовать, что нередко и происходило. В храм их не загнать, несмотря на все аргументы бабушек. А вот на ярмарку – пожалуйста! А тут можно и с батюшкой пообщаться и задать свои волнующие вопросы!
А что теперь? Неужели наши священноначальники не понимают, что, запретив выставление и показ святынь на православных выставках, они убивают их (сами выставки), душат, перекрыли кислород!
Любому священнику надо смиренно слушаться и подчиняться. Например, мне. Но ведь надо и думать! На то и дан человеку разум! Организаторы выставок вообще в тупике: что является, а что не является особо почитаемой святыней?
Доходит до абсурда. Икону свою привезите, но прикладываться к ней народу не давайте! Икона должна стоять в глубине стенда как часть экспозиции, а не как предмет поклонения. Но мы не кланяемся иконам и так! Мы их почитаем как святыни и атрибуты Православия, священные изображения, помогающие сосредоточиться в молитве. И попутно идет разговор о жизни конкретного человека.
В некоторых российских городах мы встретили такую тенденцию. Сами священники в храмах объявляют, что в городе проходит православная выставка, но людям не благословляется подходить к иконам и целовать их!
Подходит к нам на стенд верующая женщина, восхищается иконой, спрашивает, можно ли приложиться. Мы разрешаем. А она в ответ: нет, не буду прикладываться, наш приходской батюшка запретил! Поразительное послушание! Святая простота!
Вот так, впервые в истории Церковь сама себе роет яму, куда попадет слепой, ведущий слепого. А выражается это в запрете молиться. Это неслыханно — сама Церковь запретила молитву!
Но это еще не все. Откуда пошел запрет не подавать на молитву в храме за крещеных, но неверующих людей? Здесь тоже благовидный предлог. Якобы им станет хуже! Крещеные христиане, но не посещающие храмовые богослужения считаются заблудшими. На каком основании мы должны лишать их молитвы?
Господь хочет всем человекам спастись, как гласит Писание. Вы хотите, чтобы Ваши родные попали а ад? Нет? Я тоже не хочу. Вы хотите, чтобы Ваши близкие спаслись? Так молитесь за них! И просите, чтобы за них молилась Церковь! То есть, подавайте на службу! И благодать Божья коснется их сердец.
Соборная молитва имеет большую силу. И что с того, что Господь Своими испытаниями и вразумлениями попустит пострадать немного грешнику? Это своеобразная хирургическая операция. Через боль вылечить. Все мы знаем, что выздоровление наступает после обострения болезни.
Да и человек почему-то так устроен, что через боль он лучше понимает смысл жизни. Нет, я не призываю к ухудшению! Но для многих прийти к Богу будет легче и нагляднее, если он вразумится через испытание Свыше. И для многих – это самый действенный способ.
Когда мы молимся за заблудших, то даем (образно говоря) Богу возможность для чудотворения – обращения этих душ к вере Христовой. Но, если мы не молимся за них, то бросаем их на произвол судьбы. Неужели Церковь хотела бы терять своих членов? Не думаю. Следовательно, тот, кто издает такие необоснованные директивы, тот грешит против Бога и людей! И запрет молиться за крещеных в Церкви людей есть ересь!
Пошли далее. На некоторых выставках, например в Бресте, предположительно так будет и в Гродно, нельзя принимать требные записки. То есть, верующий человек, придя на выставку, не увидит здесь ни одной святыни, не имея благословения подать за себя и родных на службу в какой-нибудь понравившийся храм или монастырь, плюнет и уйдет? Не так ли?
А что делать участникам на выставочных стендах? Поедет ли кто со своей экспозицией, церковным товаром на другой конец света, если ничего путного его здесь не ожидает? Во что превращается Православная выставка? В базар? Речь шла о коммерции…
Наш выставочный стенд
Нет, не участники выставки являются коммерсантами! Они для того и приехали, чтобы вещать о святых местах и их святынях. Их задача – помочь храмам сбором пожертвований. А тут запрет на святыни и пожертвования! Для многих бедных православных приходов выставка – единственный способ заявить о своем существовании, потому что церковному начальству до них нет никакого дела.
Хотите доказательство этому? Посмотрите, что делается на сельских приходах. Они просто выживают. А митрополиям и епархиям это безразлично. В городе ведь живется комфортнее!
И проверяющий священник из епархии, ведущий контроль на выставке за исполнением данных вышеописанных предписаний, тихонько заявляет менеджеру или директору выставки: в какой форме вы нам будете перечислять пожертвование? А то мол мы запретим проведение мероприятия (Питер)! Так кто же коммерсант на самом деле?
Таким образом, запрет святынь и молитвы на Православной выставке православный народ расценивает как гонение на Православие в изощренной форме! Бойтесь волков в овечьей шкуре!
Да вразумит нас всех Господь!
Молимся!
Когда мы молимся за заблудших, то даем (образно говоря) Богу возможность для чудотворения – обращения этих душ к вере Христовой. Но, если мы не молимся за них, то бросаем их на произвол судьбы. Неужели Церковь хотела бы терять своих членов? Не думаю. Следовательно, тот, кто издает такие необоснованные директивы, тот грешит против Бога и людей! И запрет молиться за крещеных в Церкви людей есть ересь! Отец Сергий! Ваши выставки очень нужны людям, которые не могут попасть в Ваш храм! Очень жалею, что не знала о Вашей выставке у нас в Бресте и не посетила ее. Пусть Господь и Пресвятая Богородица помогают Вам в Вашей замечательной деятельности просветителя! Людмила Брест.
Просим святых молитв! Ибо ревность псевдослужителей иногда является препятствием для нашей искренней проповеди веры Православной.