Почему, восхваляя женщину, мы относимся к ней, как к существу второго сорта: ей закрыт вход в алтарь, мы не видим ее в рясе священника, да и в семейной жизни она обязана подчиняться мужу? Откуда такая дискриминация по половому признаку? Об этом и многом другом мы беседуем с настоятелем Свято-Никольского храма в селе Телуша Бобруйской Епархии, протоиереем Сергием Ивановым.
— Батюшка, растолкуйте, пожалуйста, с православной точки зрения женщина и мужчина имеют разное строение души, или они одинаковые для Господа?
— Господь Бог на заре истории человеческой создал Адама и дал ему большие права и полномочия. Как высшее творение Создателя он дал названия всем растениям и животным, всему миру. Но Адам не справлялся, образно говоря, со своими обязанностями, ему явно чего-то или кого-то не хватало. И, как говорится в Библии, Бог создал ему помощницу – Еву (Ева значит «жизнь», потому что из нее народился весь род человеческий). Задачей Адама было смотреть на Бога и исполнять Его волю. Задача Евы – смотреть на мужа, быть послушной и во всем ему помогать.
Прекрасно все было в изобилующем Эдеме. Адам и Ева были совершенными людьми, постоянно находились в живом общении с Господом, исполняли заповедь Божию «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и пользуйтесь ее благами». Они были счастливы и действительно блаженствовали на земле.
Дальше, как мы знаем, грех вошел в человека через соблазн, исходящий от дьявола, обернувшегося в змея. Ева с Адамом вкусили запретный плод. Им стало стыдно от согрешения, ведь они ослушались Творца, который заповедовал не вкушать плодов от Древа Познания Добра и Зла, «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». С того момента грех стал умножаться на земле.
Господь создал мужчину и женщину равноправными, у них одинаковые обязанности по исполнению Божьих заповедей и Евангелия, им в равной степени даровано спасение и святость. Как писали еще церковные писатели первых веков: во Христе нет разницы между мужским полом и женским, как нет разницы между национальностью, социальным положением… И нет никакой дискриминации в том, что Бог создал женщину помощницей мужчины. Женщина счастлива в исполнении своего предназначения.
В христианстве, православии женщина имеет высший смысл – она дает жизнь, благодаря ей род человеческий распространяется. Женщина спасается через чадородие. Воистину, велика сия обязанность!
— В таком случае возникает богословский вопрос: благодаря женщине появляется человек на свет, но в Священном Писании мы читаем: Авраам родил Исаака и т.д., получается, что рожает мужчина?
— Родословная Иисуса Христа в Евангелии, действительно начинается со слов: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и т.д. И это правильно, потому что род считается по мужчине. Изначально, как мы уже сказали, мужчина смотрит на Бога, он – глава семьи, жены и детей. Он – питатель и защитник, он – руководитель от Бога. На него и возлагает Бог ответственность за свой род.
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Вот бы эту 5 заповедь ввести в уши современному человечеству! Нынче нравы перемешались. Какая-то диспропорция получается в человеческих отношениях с нарушением Закона Божьего. Наша толерантность (терпимость ко греху) способствует человеку падать, а не возрастать духовно. Люди не уважают старшее поколение, родителей, своевольничают. Роль Адама занижена, мужчины мельчают, позволяют себя унижать, уступая женщине, где это противоречит воле Божьей.
Да и Ева сегодня стала другой: вместо того, чтобы заняться непосредственно женским делом, она норовит во всем заменить мужчину. Но Богом ей это вовсе не дано! И она остается несчастной, так как занимает не свое место в жизни. От таких нестроений человечество только страдает. Если бы мужчина занимался мужскими вопросами, а женщина женскими, то общество продвинулось бы и на пути Спасения, и на пути, скажем так, обеспечения благополучия, в том числе и духовного роста.
Мы молимся о Вас!
— Отец Сергий, есть такое мнение, что в большинство религий, в том числе и в православии, образ женщины уничижается. В древней монашеской литературе, к примеру, частенько встречается мысль, что женщина более подвержена грехам, нежели мужчина. Почему Церковь так несправедлива к представительницам слабого пола?
— Это ошибочное мнение. Апостол Павел, который первый из святых определил христианскую нравственность, говорил: «Женщина есть немощнейший сосуд, и относиться к ней нужно соответственно». Конечно, она более эмоциональна, чувствительна, и с этим нужно считаться. Но опять же, давайте не забывать о главном – женщина должна быть женственной, в этом ее сила. Она вдохновляет мужчину на совершение подвигов, великих дел, ради нее он готов горы свернуть. И наоборот, когда представительница прекрасной половины человечества теряет свое женское лицо, мужчина теряется, не знает что делать, становится несчастным. В результате появляется дисбаланс в обществе.
Ева – это отнюдь не слабый пол. Этот «термин» придумали в безбожное время. Пред Богом все равны. И мужчин и женщин Творец наделил Своей силой, но каждому дал свой талант и обязанности. Посудите сами, рождение в муках детей, слабо ли это? Хотя и многие пасуют пред надуманными трудностями и не хотят рожать. Но это отдельная тема. Данная трусость – от недоверия Богу. Дав дитя, Бог даст возможность вскормить его и выпустить в жизнь.
Женщина должна понимать, что она — образец смирения, кротости и многих других высших христианских добродетелей, воплощение доброты и женственности. Она должна быть любящей матерью, ей незачем вступать в политические баталии, стремиться завоевывать мир, баллотироваться в президенты и решать глобальные проблемы. Ей и без этого забот хватает ‒ она носит под сердцем.
Поэтому Православие ни в коем случае не занижает роль женщины в жизни, а наоборот, демонстрирует миру ее многополезность и многозаботливость, особенно для семьи. Женщина замечательна в служении материнства, милосердия, доброделания. Неудивительно, что день жен-мироносиц один из почитаемых и любимых пасхальных праздников. Именно этот день считается женским, а отнюдь не 8 марта, провозглашенное врагами Христа, ставящее женщину превыше всего и всех в мире!
Повторюсь, что благословенное бытие возможно при условии, когда Он и Она занимают уготованное им Богом место, когда женщина решительно борется с внутренним стремлением властвовать и распоряжаться всеми и во всем. При таком раскладе многих бед можно было бы избежать.
— То есть, люди неправильно истолковывают священные тексты Библии, святых отцов, других философов?
— Совершенно верно. Сегодня мы испытываем недостаток в христианском просвещении. Люди не знают прописных истин, поэтому как слепые котята и попадают в самые неприятные, порой тупиковые, ситуации, становятся несчастными.
— Отец Сергий, почему храм посещает больше женщин?
— Женщина больше подвержена эмоциям. Подсознательно она желает мира, добра, чтобы жизнь на земле продолжалась. Она постоянно беспокоится за мужа, детей, внуков, родителей. А где ей искать утешение, если муж на войне, завоевывает мир, на работе пропадает денно и нощно. Он жену не видит и не слышит целыми днями. Она, в свою очередь, желая добра, молится за мужа. Этим она творит великое дело. Но не в ущерб домашней работе.
Господь и призывает: «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас». Женщина зачастую первой слышит зов Спасителя и идет на него.
Мужчина, в отличие от эмоциональных женщин, прежде чем сделать серьезный шаг, сначала основательно обдумает, поразмышляет. Когда, наконец, до него доходит зов Божий, он уже осознанно вступает на путь Спасения, и никто не может его заставить свернуть в другую сторону. Поэтому священнослужители – мужчины, так как они не подвержены эмоциям, настроению, тверды в принятии решения, им по силам нести тяжелый крест служения людям и Богу.
А вообще, женщина приходит в храм, как и любой человек, искать Бога, смысл жизни, свое предназначение. Без Господа жизнь теряет всякий смысл.
— Тем не менее, когда интересуешься, что привело в храм, чаще всего отвечают нужда и скорбь. Вам не кажется это странным?
— Издавна замечено, что когда человек более-менее обеспечен материально, живет без особых проблем и страданий, то считает, что ему незачем Богу молиться, благодарить Господа необязательно. Но Господь милостив, и милость Его как раз в том, что Он грешников часто ограничивает в стремлении разбогатеть, получать удовольствие, купаться в лучах славы. Человек, не получая желаемого, начинает скорбеть и страдать. Мало того, из-за череды собственных ошибок, превращает свою жизнь в бедствие. От отчаяния он паникует, бросается из крайности в крайность, не понимает, как ему быть. И это путь исканий зачастую приводит в храм, и человек понимает, что Источник всех благ — именно Господь!
«Наказания», попущенные Богом, ‒ ни что иное как горькое лекарство. Это вовсе не означает, что Господь желает зла, наоборот, Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»,- говорится в Писании. Но, нарушая заповеди Творца, человек вынужден страдать – это естественное следствие. Иногда страдание может быть настолько сильным, что грешник через муки, боль, терзания обретает Бога, приходит в Церковь и начинает делать первые шаги.
Действительно, в храм женщина, да и мужчина чаще всего приходят не от радости… Радость духовная обретается позже, когда человек понимает, что с Богом жить лучше, с Ним больше удается и многое достигается во всех сферах жизни. Без Бога вряд ли что толковое получится. Это осознание приходит с опытом. Дьявол тоже не спит и при нашей удаче будит наше тщеславие, эгоизм, желание заставить всех себя уважать.
У христианина все наоборот: желание себе угодить стоит на последнем месте, но до этого уровня нужно дорасти, путем смирения и христианского подвига.
— Отец Сергий, как верующей жене относится к критике мужа-атеиста, особенно во время поста, когда внутренние чувства обостряются и могут привести к беде?
— Все мы должны понять: жена ЗА мужем, а не ПЕРЕД мужем. Его мнение для женщины закон. Здесь возникает много противоречий и частностей, но мир в семье намного важнее. Ты приготовь, наведи порядок в доме, выполни женские обязанности, освободилось время – сходи в храм! Муж пришел с работы голодный, злой ‒ накорми, обогрей, приласкай. Ты ведь его помощница, вспомни об этом. Ведь муж содержит семью, защищает, заботится о благополучии. Роль мужчины в семье особо велика. А женщина должна обеспечить ему прочный, надежный тыл: одеть, обуть, накормить, создать настроение, чтобы на работу он пошел счастливым и с радостью возвращался домой. Кротость, смирение, послушание и есть выполнение женщиной христианских обязанностей.
Да, может, муж неверующий, не проснулся еще, так придет время и, глядя на добродетели жены, его сердце смягчится. И кто знает, пойдет он и сам ко Христу, глядя на образцовую жену?
Жены-мироносицы – это образец христианского благочестия, служения Спасителю своим имением. Они не говорили, Господи, может, Ты не прав, так я Тебе подскажу. Зная, что Христу негде главу приклонить, жены-мироносицы ему и постель, и еду подавали. Господь проповедовал и не заботился, где ему поспать и что поесть, попить. Он приходил к Марфе и Марии (пример двух видов женщин, одна суетилась, как угодить Спасителю, а другая слушала каждое Его слово, оба служения показательны и нужны). Да, Марфа обижалась, что ей меньше похвалы доставалось. Но ведь Бог хвалил Марию за то, что она о Высшем думает. Суета земная она ведь есть и всегда будет, от нее никуда не денешься. А вот слово Божие услышать, — это должно быть первым.
Я бы посоветовал женщинам, которые хотят стать истинными христианками, учиться у христианских подвижниц, прославленных святостью, почитать, например, о Марии Египетской, как она грех преодолела, о блаженной Ксении, ее жизни после смерти мужа, о женах-мироносицах, которые служили Христу своим имением, великомученице Екатерине, Кого она предпочла. Подражание ими женской святости приведет к миру не только в семье, но и на всей нашей грешной земле.
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ, Духовно — просветителький журнал ВРАТА НЕБЕСНЫЕ