Как мы знаем, дата начала Великого Поста в этом году — 18 марта. Семь недель отделяют нас от Пасхи, и, как обычно, Пост состоит из Великой Четыредесятницы и Страстной седмицы.
Великий Пост и особенно его первая седмица — это время строгого воздержания, когда христиане особо смотрят за своим внутренним миром, чаще прибегают к очищению души в Таинстве Покаяния, взаимно прощают нанесенные вольно и невольно обиды, больше молятся, как дома, так и в храме, готовятся к Причастию Святых Христовых Тайн и причащаются.
Великий Пост — это своеобразный подвиг для желающих спасения души, для тех, кто благоговейно чтит церковные традиции, Устав и многолетний опыт Церкви по спасению людей от власти дьявола, греха и вечной смерти, тем самым, готовит себя к достойной встрече Светлого Христова Воскресенья — Пасхи, которая в этом году празднуется 5 мая.
Святая Четыредесятница установлена в воспоминание сорокадневного подвига в пустыне Самого Спасителя, а Страстная седмица вспоминает последние дни земной Его жизни — предательство Иудой, ведение на суд, страдания, смерть и погребение Господа Иисуса Христа. Учитывая такие важные для христиан события, они особо чутко относятся ко всему тому, что преподает в эти дни Церковь.
В дни Великого Поста в храме совершаются более длительные и особо печальные богослужения, вызывающие в душах верующих чувство покаяния и исправления своей жизни. Обычно в рядовых службах каждого дня седмицы преобладает чтение (Псалтири).
Телесный, так называемый — пищевой пост — это только часть общего великопостного подвига. Соблюдая уставные предписания, мы воздерживаемся от принятия скоромной пищи — мяса, сала, молока и его производных. Даже рыба принимается только в день Благовещения (7 апреля) и Вербного воскресенья (28 апреля).
«Говение по уставу Православной Церкви не бывает и не может быть без молитвы. Говение без молитвы есть оскорбление Бога.»
Протоирей Г.Дебольский
Но сам по себе телесный (физический) пост без соединения с духовной составляющей человека — это ничто, точнее он может быть только полезной очищающей диетой, которую нам часто рекомендуют врачи, небезосновательно, поскольку все бы хотели быть здоровыми.
Но полное здоровье человека возможно только в исцелении — когда человек становится ЦЕЛЬНЫМ, исцеленным, когда он соблюдает церковные предписания в отношении не только телесного, но и духовного поста, чему и способствует нынешний Великий Пост.
В чем заключается духовное пощение? В удержании чувств души.
Попросту говоря: не смотри на что попало, не делай непотребства, не ходи на грех, не болтай языком лишнее, не слушай грехолюбивых людей, то есть — ограничь себя в привычных развлечениях, праздности и пустословии, пустом времяпрепровождении, особенно в телевидении, которое порабощает ум человека, и ему уже нет дела до собственного внутреннего мира, он живет навязанной ему жизнью.
Многие возражают, а как же тогда жить? Что делать, чем заниматься? В том-то и беда общества, которое настолько далеко ушло в грех и укоренилось в своем стремлении к комфорту, что даже простые истины о спасении и простейшие упражнения в воздержании большинству людей стали непонятны и даже «неподъемны». Ну не хочет современный человек даже вникать в суть поста!
Однако верующий в Бога человек, старается всей своей жизнью угодить Ему. Верующему непонятно как другие живут грехолюбивой жизнью, он все делает по совести. И преступление церковных установлений у него вызывает глубокое чувство вины, так как он этим оскорбляет Бога.
У верующего христианина не образуется пустоты в душе, когда наступает пост. Он рад этому спасительному времени, он знает, что за время поста он потрудится во благо собственного спасения, очистит душу и тело, подрастет духовно. Это для него — самое важное. Его не заботит насыщение чрева, греховные развлечения и даже неполноценное общественное мнение в отношении христиан.
Жизнь верующего в пост наполнена особым смыслом, он старается быть ближе к Богу, читает Евангелие, поучается из писаний святых отцов и подвижников церковных, имеет общение со своим духовником и с теми, кто ему близок по духу, посещает чаще службы в храме, больше молится, чем обычно и чаще причащается Святых Христовых Тайн.
Но…
«Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно, и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника…»
Прп. авва Дорофей
Бог Вам в помощь!
Не забывайте комментировать ниже. Благодарим!