С точки зрения Веры Православной, пост — особая форма воздержания, позволяющая человеку тренировать дух, душу и тело ради стремления к совершенству во Христе, ради спасения души для вечности. Кто постится и духовно и телесно, тот более полно исполняет заповеданное.
Сам по себе пост — дело добровольное, хотя и определяется уставом Церкви. Как нельзя человека заставить веровать в Бога, помимо его воли, так нельзя и заставить его постить. Однако, постящийся очень скоро начинает замечать в себе новые благодатные изменения.
Телесный Пост — ограничение в пище, «обуздание чрева», добровольный отказ от привычных «вкусностей», тренировка и очистка тела — очень полезное дело.
Но на первое место надо нам ставить пост духовный — ограничение внешних впечатлений и удовольствий, в первую очередь — телеразвлечений, пустой болтовни, злоречия, осуждения, не говоря уже о более грубых нарушениях Закона Божия.
Духовно постящийся старается больше времени проводить наедине с собой, читает Евангелие, учится жить у Самого Христа и подвижников Церкви.
Святитель Иоанн Златоуст писал, что истинный пост — «это удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
Современные духовники подчеркивают, что для христианина пост — не цель, а средство отвлечься от удовлетворения привычных телесных потребностей и комфорта ради духовного совершенства. Без этого пост становится просто диетой.
Традиция поста очень древняя и восходит еще к раннему христианству. Основным правилом поста первых христиан было — не есть более одного раза в день, воздерживаться от вина, сладкой и обильной пищи, проводить день в уединении и молитве.
Православные верующие во время Великого поста воздерживаются от употребления мясных продуктов, молока и его производных и только в великие праздники разрешается рыба. Согласно уставу, даже растительное масло употребляется не каждый день.
Могут спросить, зачем же такие строгости? На что отвечу — начните постить как положено, и вы сразу же заметите в себе положительные изменения от такого образа жизни, но повторю, — пост — это дело добровольное. Люди настолько ушли в своей привычной жизни от понимания христианского поста, что он для них становится непонятным и «неподъемным».
Великий пост в христианстве имеет символический характер — 40 дней, как гласит Евангелие, постился в пустыне Господь наш Иисус Христос.
Большинство церковных историков придерживается мнения, что пост — это апостольское установление. Но только в V-VI веке сорокадневный пост был утвержден как обязательный перед Пасхой. Безусловно, сегодня мы имеем многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития.
Богословы отмечают, что в установлении числа 40 дней решающую роль сыграли примеры Моисея, Ильи и Христа. В Православии изначально преобладала практика, в которой пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы.
Особо строго христиане постятся и во время первой седмицы Поста. В храме совершаются особые службы, призванные в своей основе вызвать у верующих чувство покаяния, исправления, всепрощения, созерцания любви Христовой, протягивающей руку помощи возвращающемуся к Нему грешнику.
Очень важно обращать духовный взор на свой внутренний мир, сопоставлять свою жизни по Заповедям и очищать свою душу в Таинстве Покаяния. Во время Поста всё способствует к тому, чтобы мы чаще причащались Святых Христовых Тайн.
Очень важно слушать в храме слово пастыря, проповедь, иметь духовное общение с теми, кто желает спасения, как и мы, ограничить пустословие и праздность.
Во время Страстной Седмицы Церковь воспоминает Тайную Вечерю, предание Христа Иудой, ведение Его на суд Пилата, страдания, бичевание, распятие и погребение Иисуса Христа. Уже с Великого Четверга начинается подготовка к Празднику праздников — Пасхе.
В Страстную седмицу предписан особо строгий пост, во время которого никак не разрешается потреблять «скоромную» пищу. В Страстную пятницу (пятница перед Пасхой) церковь запрещает вообще есть, так как для христианина это самый скорбный и траурный день — распятие Спасителя мира. Многие верующие воздерживаются от пищи и в Великую субботу до наступления Пасхи.
Кроме того, по Уставу, в понедельники, среды и пятницы на протяжении всего Великого Поста предписана холодная пища без масла один раз в день. Во вторники и четверги — горячая пища без масла один раз в день. По субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло. Вот так.
Хотите быть здоровы духовно и телесно? Вы стремитесь быть совершенны во Христе? Хотите постичь пользу воздержания?
Соблюдайте.
И Бог Вам в помощь!
Сергий, р.Б., иерей, настоятель Свято-Никольского храма в Телуше