Воистину славно изображение чудотворного образа ЭКОНОМИССЫ! Слева на Иконе мы видим преподобного Афанасия великого Афонского старца, держащего в руках свою Лавру и представлявшего ее на попечение и благословение Богородицы. Но давайте обо всем по порядку!
Преподобный Афанасий, родившийся в 10 веке г. Трапезунте от знатных и благочестивых родителей, при своем крещении был назван Аврамием. С детства своего и по сей день он достоин всяких похвал. Об этом и есть наше повествование. Великий подвижник благочестия. Зрите!
Родители сего блаженного младенца отошли ко Господу еще до того, как он мог бы их увидеть. Сироту, еще в пеленках, приняла на воспитание одна благочестивая монахиня.
Возрастая издетства, Аврамий показал все признаки добронравной жизни. Отрок в играх со сверстниками уже избираем был не иначе как игумен. Видя благочестие, пост и молитву своей воспитательницы, Аврамий во всем старался ей подражать. Учеба в школе ему была легка и посильна.
Когда Аврамий стал совершен телом и разумом и вышел из отроческого возраста, скончалась его воспитательница — черноризица, заменившая ему родную мать, что юноша горько оплакивал. Имея намерение продолжить образование, Аврамий отправился в Византию в царствование благочестивого императора Романа (957-963 г.г.).
Приехав в Константинополь с царским евнухом, который отметил разумность юноши, Аврамий был представлен известному учителю философии по имени Афанасий. Очень быстро юноша сравнился разумом со своим учителем. Жил он в богатой семье одного воеводы Зефиназера, но не участвовал в общей трапезе и развлечениях.
Привыкнув с детства к воздержанию, он питался только овощами и всячески умерщвлял свою плоть, порабощая ее духу. За добродетельную жизнь, светлый ум, благую мудрость Аврамия полюбили все люди, окружающие его в то время. Таким образом он стал известен императору.
Юношу назначили в государственное училище наставником на равных правах со своим бывшим учителем. Учил Аврамий так, что учение его всем нравилось. К нему собиралось много учеников, что вызвало зависть в Афанасии. Не желая печалить своего бывшего наставника, Аврамий вышел из учительства.
Отправившись со своим воеводой, у которого он жил, в служебную поездку по государственным делам, будущий подвижник увидел Афонскую гору, которая ему очень приглянулась для поселения на ней. Близ Афона находился известный Кименский монастырь, основанный Михаилом Малеином, весьма почитаемым старцем в этих местах.
Отправившись в Кимен и получив велие наслаждение в беседах со старцем Михаилом, Аврамий окончательно решил оставить мир и служить Богу в иноческом звании, открыв преподобному все о себе, своей жизни, воспитании и намерении.
В свою очередь, Михаил увидел Духом, что Аврамий станет сосудом благодати Божией, весьма полюбил его и много поучал о Спасении, дабы тот принес еще бОльший плод добродетелей во Христе.
Племянник преподобного Михаила военачальник Востока и будущий император Никифор Фока, познакомившись и беседуя с Аврамием, проникся большим уважением к нему.
Сам же Аврамий уже не мог больше находиться в житейской суете и, припав к ногам старца Михаила в Кименской обители, благочестивый юноша со слезами просил облечь его в иноческий образ. Михаил же с радостью воспринял это святой желание и тут же постриг Аврамия с именем Афанасий, что значит «безсмертный».
Преподобный видел в Афанасии уже опытного подвижника, заметил его горячую любовь к Богу и всячески стал способствовать его подвигам. Известно, что Афанасий усердно исполнял все возложенные на него монастырские послушания. В свободное время ученый инок переписывал святые книги. Видя трудолюбие подвижника, его полюбила вся братия.
После 4 лет пребывания в Кименской обители Афанасий получил благословение на жизнь в безмолвии в отдаленной на одно поприще от обители пустынной келии, где он поселился, молился и питался только водой и сухим хлебом. Все праздники Афанасий проводил без сна и в славословии Бога.
Через некоторое время военачальник Никифор будущий император снова посетил своего дядю преподобного Михаила и спросил об Аврамии. Но это он получил ответ, что отрок молит Бога за Никифора уже в монашеском чине. Поспешив к месту подвижничества, Никифор нашел Афанасия в безмолвии, прибыв на место с патрицием Львом. Оба просили духовного наставления.
Уста заговорившего подвижника были исполнены Святого Духа. Речи Афанасия настолько подействовали на знатных господ, что те готовы были прямо сейчас оставить свои должности и навсегда поселиться вместе с премудрым подвижником. Скоро будущему императору Никифору предстояло вернуться к государственным делам, но он дал обещание стать иноком во что бы то ни стало.
Мы молимся о Вас!
А будущий преподобный Афанасий получил новое благословение своего старца Михаила и стал снова учительствовать о спасении души. Приходящие к нему умилялись, сокрушались сердцем, плакали и изумлялись силе Божией, находящейся неотступно в подвижнике благочестия.
Сам же старец Михаил к этому времени уже состарился и захотел поставить Афанасия вместо себя игуменом. Узнав об этом и избегая славы человеческой, не желая начальствовать и, одновременно, скрепя сердце, оставляя своего духовного наставника, Афанасий пустился в странствование по Святой Горе Афонской, не считая себя достойным пастырского сана.
Посещая отцов-пустынников, он многому научился от них и их примером побуждался к высшей жизни и подвигам. Так он поселился среди нескольких воздержных братий в расселине скал. Узнав о смерти преподобного Михаила, Афанасий заплакал о нем как сын об отце.
А узнав, что Никифор и Лев снова будут его разыскивать, то удалился в дальнюю обитель к одному безмолвно жительствующему старцу, где обозвал себя Варнавою, притворяясь неграмотным, чтобы не быть узнанным. Знаменитый Никифор, в свою очередь, узнав, что Афанасий бежал из Кименского монастыря, весьма опечалился и стал предпринимать попытки к розыску.
Однако, по описанным признакам и качествам подвижника не нашли…