Как часто бывает на пути подвижничества, наравне с радостями возникают и искушения. У нашей иконы Божьей Матери ЭКОНОМИССА очень много духовных друзей, поклонников Богородицы, получивших милость Царицы Небесной реально, после молитв перед Телушанским списком Экономиссы, в том числе и в нашем храме.
Однако, в последнее время появились люди, усомнившиеся в каноничности этой святыни, которую в последнее время так полюбили люди. Пользователи Интернет, считающие себя православными и разбирающиеся в вопросах иконографии выступили против нашей иконы. Заявили, что молиться пред ней никак нельзя. Что чудеса — это духовная прелесть. Но что тогда сказать о массовых чудесах? И что сказать о чудесах в истории Церкви вообще?
Появилась необходимость разобраться в этом вопросе. Я выношу на Ваше усмотрение в очередной раз историю нашего Телушанского образа Божьей Матери ЭКОНОМИССА. И задаю вопрос своему читателю, так ли вредно на самом деле почитание этой иконы? И в чем, собственно заключается этот вред? Правда, до сегодняшнего дня я получал только благодарные отзывы.
В этой статье мы постараемся посмотреть на множество изображений Экономиссы, которые существуют в мире вообще. И уж далеко не совпадают с афонским оригиналом. У нас же в храме находится совсем простой традиционный список. Вы его увидите.
Рассматривая вопрос вообще о каноничности православной иконы, сразу же отметим, что икона — это не фотография, не картина, и вовсе не обязана нравиться тому или иному субъекту. Икона — это образ. Образ Того, кто на ней изображен. Во все времена существовали разные стили иконописи, разные традиции письма святых изображений.
В отличие от униатского (католического) понимания иконы, где, как правило, красиво изображена плоть, восхищающая взгляд смотрящего на нее, у православной иконы другая — обратная перспектива. Это ИКОНА на нас смотрит, а не МЫ на нее. Это ОНА вбирает нас в себя, как бы обнимая нас благодатно. Иконография, как наука, исследует историю, развитие и образцы иконописи всех времен.
Поскольку было замечено чудотворение после молитвы перед тем или иным образом, то верующий народ стал выделять и особо уважать те или иные иконы, когда увидел реальную помощь Божию. К таким святыням церковным стало направляться паломничество. С такими образами стали совершать крестные ходы, размещать стали такие иконы на особом почетном месте в храме. Все мы знаем Донской образ, Казанскую, Владимирскую, Смоленскую, Тихвинскую, Иверскую иконы…
Поскольку все желающие не могли прикоснуться к Святыням, то иконописцы стали делать списки с особо почитаемых образов, первейшие из которых написаны, по Преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. Дальнейшие иконописцы (их было много, назывались они в народе богомазы) были людьми особой духовной жизни — постились, молились, читали псалтирь, каялись и причащались. Это как правило.
В старые добрые времена не было типографских станков, фотографирования и печати. И иконы писались вручную. Постепенно возникли различные школы иконописи. Списки чудотворных икон создавались массово. Иконы украшались окладами из золота, серебра или меди. Особо почитаемые образы имели навески, что и сегодня можно встретить у многих святынь православия. Благодарные люди благодарят Бога за милость, решение житейских трудных вопросов, например, со здоровьем или отношениями.
У каждого из нас дома есть икона. Обычно это Спаситель, Божья Матерь Казанская (как наиболее распространенная) и святитель Николай Чудотворец. Эти иконы как раз и являются (в примитиве) списками. Редко у кого можно встретить дома писанную икону. Еще реже встречаются старинные писанные иконы. В наше время все-же возрождается иконопись. Это есть зов времени.
Софринский завод по производству церковной утвари печатает сейчас домашние и храмовые образа массово. Теперь для этого печатания макет готовит всемогущий компьютер. Принято считать, что продукция данного завода, без сомнения, каноническая, то есть признанная законной для продажи в церковных лавках.
Как мы знаем, совсем недавно в лихом 20 веке был период богоборчества и, в частности, иконоборчества. Храмы разрушали, иконы сжигали, уничтожали. Но не об этом сегодня речь. Вот наступили 90-е годы прошлого века. Это был период вставания с колен. Люди потянулись к Богу. Потребность в святыне была настолько велика, что на почве этого духовного голода у народа возникло много псевдо-христианских культов, пользующихся безграмотностью простых неискушенных еще в вере людей.
Тем не менее, Православие восстанавливается именно в эти годы — развала Союза и наступившей «демократии». И вот мы стали восстанавливать христианские святыни. В городах и весях. Восстанавливаем из руин храмы и монастыри, украшаем их иконами и другой нужной утварью церковной. На обломках Союза построены многие церкви, в том числе и наша.
Никогда не забудешь этого общего подъема и энтузиазма постсоветских людей, которые решили в своих селах (и у нас в Телуше в том числе) воссоздать духовные святыни. Средств не было. Таскали материал откуда угодно. Добывали дерево, гвозди, краски, устраивали субботники, выносили тонны мусора, обломков… Один из моих храмов в д.Красное так и строился «из воздуха». Затем я с Божьей помощью открыл второй приход на селе, потом третий, четвертый… И так далее. Слава Богу!
И вот эти самые наши дорогие (теперь уже дряхлые) бабушки-старушки, которые как раз и сохранили веру Христову в годы гонений, со слезами радости на глазах отдавали последнюю копейку от мизерной пенсии, лишь бы новосозданный приход работал! Они несли с домов старые иконы, все, что сохранилось. Они боготворили местных мастеров столярного, плотницкого, каменного дела, порой, угощая их тайком…
И вот именно в этот (такой сложный) период восстановления Телушанского храма появился его новый почитатель, простой работяга, умеющий трудиться творчески, бобруйский художник, а после и иконописец — Игорь Булахов. Царство ему Небесное! Это Игорь Булахов вложил душу в наш храм! Это этот простой христианский подвижник трудился до седьмого пота и даже работал по ночам, чтобы сделать храм для потомков, подготовить его к молитве!
Это Игорь Булахов в нашем храме (и во многих других) построил крышу, купола, иконостасы. Это Игорь Булахов договаривался с помощниками и строил, и строил, и строил… Благодаря ему и были написано в храмах сельских множество икон, которые может быть и отличались простотой, но именно эти образы украсили церкви 90-х и остались до сих пор.
Игорь пытался взяться и за настенную роспись — фрески, но Господь посчитал, что он много уже потрудился и забрал его к Себе. Игорь Булахов был одним из немногих, которые умели говорить правду в глаза. Игорь приводил в храм людей прямо с улицы. Он причащался периодически сам и способствовал в этом многим другим.
Благодаря Игорю, спаслось множество людей. Никто не ожидал такого исхода, когда Игорь умер в 50 всего лишь лет. Я хоронил его. Я сделал для него все по совести. Мы молились … На похоронах собралось человек 500 не меньше. Но что примечательно…
Последняя работа Игоря Булахова — это Телушанский список иконы Божьей Матери Экономисса Игуменья горы Афонской. Из под кисти иконописца-подвижника вышли Воскресение Христово, Моление о Чаше, Спорительница хлебов, Тайная Вечеря, иконы разных известных святых, целые комплексы иконостасов. Кстати, столярка тоже была им выполнена, притом, отменно.
Современные критики не жили в то непростое время и, конечно, не участвовали в работах по восстановлению святынь. А мы, конечно же старались придерживаться церковной традиции и правил, насколько могли. Как пришло откровение о Экономиссе, никто и не может это объяснить. Все произошло как-то сокровенно. Ни Игорь, ни я не знали об этом Образе поначалу ничего.
Это был уже 21 век — 2007 где-то год. Благословил я его: напиши Экономиссу! Игорь спросил в недоумении, а что это такое? И вот мы стали собирать материал, образцы иконы в списках мировых, выбирали лучшее. Мы познакомились с историей Экономиссы и с житиями тех святых людей, кто изображен на ней.
Мы были поражены множеством историй чудотворений, происходивших от афонского образа и других списков. Но большинство людей пока и не знали о такой Иконе и о том, насколько она нужна им самим в последнее время. Почему? Потому что Экономисса — дословно — Домостроительница. Мы молимся пред ней о домашнем устроении, о хлебе на столе, о решении разных экономических проблем, согласно преданию об этой Иконе. Есть и акафист, и молитва, а также тропарь, кондак и величание.
Игорь Икону написал. И во время работы над ней умер. Представился ко Господу… Икона осталась несколько недописанной. Буквы потом дописали другие иконописцы, тоже местного уровня. Куда нам до Москвы!
Затем мы для Иконы сделали скромный киот, насколько позволяли средства, установили все это на почетное место, украсили лампадами, стали служить пред ЭКОНОМИССОЙ службы. Народ откликнулся мгновенно. Неужели некоторая необычность (незавершенность) образа будет препятствием для простой народной веры в Бога? Какая нужна для простой детской веры ОСОБАЯ каноничность?
О чудесах читайте в других статьях нашего сайта.
Меня стали обвинять в прелести. А вас? Старая песня! Как только мы усиливаем молитву, так следом идет обвинение в прелести. На самом деле — это науськивание нестойких в вере критиков врагом нашего Спасения дьволом.
Но, чтобы Телушанский образ иконы ЭКОНОМИССА выглядел более красиво, мы приняли решение — попросить образованных специалистов доработать данное святое изображение. Переговоры начались немедленно.
Неужели все иконы и иконостасы, созданные в 90-е годы подвижником благочестия Игорем Булаховым будет громить московская комиссия? Может им там и заняться нечем, кроме как приехать в белорусскую глубинку к деревенщине — отцу Сергию настоятелю трех сельских храмов, отцу пятерых детей, простому сельскому батюшке?
Не стыдно? Вразуми Господь! Попробуйте сейчас забрать эту икону у верующих старушек!
До сего времени люди ехали только за духовным утешением и молитвой…
Господь все видит!
В статье приведены различные списки Богородицы ЭКОНОМИССЫ, включая и наш — Телушанский.