Что значит совершенство? Почему его следует искать в христианстве? Как поступать современному верующему человеку на пути спасения?
Все люди на земле призваны быть совершенными, и особенно последователи Христовы: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5.48), да и великий учитель христианской нравственности апостол Павел подтверждает: «…злобой младенствуйте, умом же совершенны будьте» (1 Кор. 14, 20).
Еще в Ветхом Завете Бог дает людям Заповедь: «Да будешь совершенен пред Господом Богом твоим» (Втор. 18, 13). Примеров призыва к совершенству более чем достаточно и у свв. отцов, учителей Церкви.
Таким образом, мы видим, что Господь Бог желает нас видеть совершенными во всех добродетелях. Поэтому сейчас мы будем размышлять о том, в чем состоит христианское совершенство. Господи, благослови!
Не зная конечной цели путешествия, путник неминуемо уклоняется в своем пути. А целью жизни истинного христианина всегда должно быть сближение с Богом, пребывание в единении с Ним Единым, в Его Божественной благодати Духа Святаго, насколько он это может вместить.
При этом, Бог никого не неволит. В Евангелии Он говорит богатому юноше: если хочешь совершен быть, то… Поэтому и мы, если желаем достигнуть высоты христианского совершенства, должны следовать только воле Божьей.
Сразу заметим, что многие подвижники видят совершенство в непрестанном посте, бдении, частых поклонах и разных телесных строгостях. Другие считают, что совершенство достигается частым молитвословием дома и в церкви. Третьи утверждают, что духовных высот можно достичь только в уединении и отшельничестве.
Чаще всего люди, вставшие на путь спасения, держатся золотой середины – не уклоняются в крайности излишества или недостатка в чем либо. Безусловно, все вышеперечисленные добродетели важны, но они являются лишь средствами достижения конечной цели.
Используя эти средства, христианский подвижник получает Свыше силу противостоять своей греховности, вырабатывает в себе мужество против обольщений мира, плоти и дьявола. Данные средства очень показаны начинающим. Почему?
Очевидно, что пост смиряет буйство плоти, особенно в молодом возрасте. Упражнение в молчании и уединение помогает сдерживать язык от греховных разговоров. Службы церковные и молитвы дома помогают концентрировать внимание на вещах небесных, высших.
Читая Священное Писание, человек познает волю Божию, собственную худость и несовершенство, а также благость Господню и утверждается в любви к Богу. Так ему открывается постепенно путь спасения.
По мере своего развития, если подвижник делает уклон только в сторону внешних добродетелей, то следование им одним может нанести серьезный вред его душе. Испытывая некоторое духовное движение и даже утешение, он начинает думать, что возвысился до высшего состояния, отдается определенным созерцаниям, мечтает о себе, что он чего-то уже достиг. Все это граничит с известным в Церкви состоянием духовной прелести – ложного обольщения.
В обычной же жизни такого человека со стороны можно заметить его скрытую гордость дьявольскую. Это выражается в духовной слепоте, упорстве, нежелании принимать очевидные жизненные вещи, как они есть. Такие люди склонны осуждать всех кругом, кроме себя, нетерпимы к тем, кто бы помешал им в благочестивых занятиях.
Мы молимся о Вас!
Господь же как раз и испытывает Своих истинных последователей тем, что посылает им скорби, гонения, болезни. Сразу выясняется, насколько сердце уклонившегося с пути спасения верующего человека уязвлено гордостью. Он не может склониться воле Божьей и, по примеру Самого Христа, смирить себя.
Такое состояние опасно, так как внутренний ум помрачен, Видя лишь свои внешние дела хорошими, человек думает, что достиг совершенства, которому, кстати сказать, нет предела. Возгордившийся всегда осуждает других, так как не видит себя.
Иногда явный грешник, устав от своего постоянного греховного состояния, готов быстрее обратиться на доброделание, чем тот, кто укрывается под внешними добродетелями. Но в чем же на самом деле заключается духовное совершенство?
Об этом мы и поговорим далее.
(Продолжение следует)